Методика шкалирования результатов ЕГЭ в 2012 г.
Методика шкалирования результатов ЕГЭ, используемая в 2012 г., соответствует методике 2011 года. При этом реализуется поэтапное установление соответствия тестовых и первичных баллов для каждого общеобразовательного предмета, по которому проводится ЕГЭ.
I этап
Сначала в диапазоне первичных баллов от нуля до максимального первичного балла ПБmax для каждого общеобразовательного предмета ЕГЭ выбираются два значения первичных баллов: ПБ1 и ПБ2, разделяющие группы участников с различным уровнем подготовки по данному предмету.
Величина ПБ1 выбирается как наименьший первичный балл, получение которого свидетельствует об усвоении участником экзамена основных понятий и методов по соответствующему общеобразовательному предмету. Он определяется на основе экспертизы демонстрационного варианта по данному общеобразовательному предмету специалистами общего образования, ссузов и вузов различного профиля из разных субъектов РФ. Экспертиза осуществляется с учетом уровня сложности каждого задания и значимости проверяемого им содержания, умения, навыка, способа деятельности в контексте общеобразовательного предмета. При этом требования к значению ПБ1 соответствуют требованиям, которые использовались при определении ПБ1 прошлого года (для обеспечения эквивалентности шкал двух лет).
Величина ПБ2 определяется профессиональным сообществом как наименьший первичный балл, получение которого свидетельствует о высоком уровне подготовки участника экзамена, а именно, о наличии системных знаний, овладении комплексными умениями, способности выполнять творческие задания по соответствующему общеобразовательному предмету.
Если спецификация экзаменационного варианта не изменилась по сравнению с прошлым годом, то ПБ1 и ПБ2 также остаются неизменными. Если же структура экзаменационной работы или сложность заданий контрольных измерительных материалов поменялись, то устанавливаются новые значения ПБ1 и ПБ2 с учетом имеющихся изменений.
II этап
Первичным баллам ПБ1 и ПБ2 ставятся в соответствие тестовые баллы ТБ1 и ТБ2 по каждому общеобразовательному предмету.
Для математики и русского языка (обязательных для сдачи ЕГЭ предметов) в качестве величин ТБ1 выбираются минимальные тестовые баллы ЕГЭ 2012 г., установленные распоряжениями Рособрнадзора: математика – 24, русский язык – 36. Данные значения совпадают с минимальными баллами ЕГЭ 2011 г. по математике и русскому языку соответственно.
Тестовые баллы ТБ2 для русского языка и математики, а также тестовые баллы ТБ1 и ТБ2 для остальных общеобразовательных предметов (предметов по выбору) устанавливаются равными аналогичным баллам 2011 года. В таблице 1 представлены значения ПБ1 и ПБ2, ТБ1 и ТБ2 на 2012 год.
Необходимо подчеркнуть, что минимальные тестовые баллы, свидетельствующие об освоении школьного курса по предметам по выбору, устанавливаются Рособрнадзором после проведения основного экзамена и получения статистических данных по использовавшимся вариантам ЕГЭ 2012 года и по некоторым предметам могут не совпадать с ТБ1.
Таблица 1. Значения граничных первичных и тестовых баллов в 2012 г.
Предмет |
ПБ1 |
ТБ1 |
ПБ2 |
ТБ2 |
Русский язык |
17 |
36 |
54 |
73 |
Математика |
5 |
24 |
15 |
63 |
Обществознание |
15 |
39 |
48 |
72 |
История |
13 |
32 |
46 |
72 |
Физика |
12 |
39 |
33 |
62 |
Химия |
14 |
36 |
58 |
80 |
Биология |
17 |
36 |
60 |
79 |
География |
14 |
37 |
44 |
69 |
Информатика |
8 |
45 |
32 |
84 |
Иностранные языки |
16 |
20 |
65 |
82 |
Литература |
8 |
32 |
36 |
73 |
Памятка - рекомендация
по подготовке к ЕГЭ по биологии
Экзаменационная работа по биологии содержит 7 тематических блоков.
- Биология – наука о живой природе.
- Клетка как биологическая система.
- Организм как биологическ5ая система.
- Многообразие организмов, их строение и жизнедеятельность.
- Человек и его здоровье.
- Надорганизменные системы. Эволюция органического мира.
- Экосистемы и присущие им закономерности.
Для эффективной подготовки к сдаче экзамена мы предлагаем:
- повторить наиболее значимый материал каждого блока;
- проработать рисунки и схемы, иллюстрирующие биологические объекты и процессы;
- учитесь извлекать и анализировать информацию из различных источников;
- старайтесь кратко, четко, по существу вопроса письменно излагать свои мысли при выполнении заданий со свободным развернутым ответом;
- учитесь использовать теоретические знания для объяснения результатов эксперимента;
- учитесь обосновывать сущность биологических процессов и явлений.
Успешная сдача экзамена зависит и от умения правильно и эффективно работать с тестовыми заданиями, поэтому рекомендуем освоить технику работы с тестовыми заданиями разного уровня. Данные умения пригодятся вам при подготовке к сдаче экзаменов и по другим предметам. ( Техника работы с тестовыми заданиями разработана Нахаевой В.И., преподавателем ОмГПУ)
Техника работы с тестовым заданием уровня А и В
·
· Вспомните к какому разделу учебного предмета «Биология», теме относится это понятие, с какими понятиями оно связано.
· Определите категорию понятия – это ведущее биологическое понятие или частное, тогда вспомните к какому ведущему оно относится. Также установите тип понятия – морфологическое, анатомическое, физиологическое, систематическое и т.д.
· Не старайтесь сразу найти ответ/ы, сначала вспомните определение этого понятия, т.е. перечислите признаки его, запишите их на черновике.
· Приступайте к анализу признаков, предложенных в блоке ответов, сравнивая с признаками, записанными на черновике. Если Вы сразу нашли один правильный (тестовое задание уровня А) или два правильных (тестовое задание уровня В) на Ваш взгляд ответ/ы, то не торопитесь выбирать его/их. Продолжите анализ блока ответов и подтвердите правильность выбранного ответа/ов исключением других.
· Если Вы убедились в правильности выбранного ответа/ов, то отметьте его/их как требует этого инструкция. Если в ходе дальнейшего анализа Ваше мнение изменилось, то еще раз обратитесь к записанному термину в черновике, определите каким образом может быть связан каждый предложенный признак в блоке ответов с записью в черновике. Именно эта логическая операция сопоставления позволит убедиться в измененном мнении.
Пример:
Тестовое задания уровня А |
Работа с тестовым заданием (черновик) |
Полисахариды 1-сладкие на вкус 2-легко растворяются в воде 3-не кристаллизируются 4-восстанавливаются |
Полисахариды и моносахариды относятся к углеводам и обладают разными свойствами. К моносахаридам относится сахароза, она сладкая на вкус, легко растворяется в воде, в виде кристаллов, восстанавливается. Следовательно, полисахариды обладают противоположными свойствами. Ответ – не кристаллизируются. |
Техника работы с тестовым заданием уровня «С»
1.
2. Внимательно прочитайте задание. Найдите ведущее слово (подлежащее) в вопросе (понятие о котором Вас спрашивают) и запишите его в левую колонку таблицы.
3. Вспомните основные элементы (признаки), раскрывающие содержание этого понятия, и запишите их.
4. Внимательно читая задание, найдите сопровождающее слово или словосочетание.
5. Вспомните основные признаки сопровождающего слова и запишите их в правую колонку столбиком.
Пример: Почему систематики выделяют грибы в особое царство?
Ведущее - ГрибыМногочисленная группа живых организмов, как одноклеточных, так и многоклеточных, представленных в отделах.Эукариоты, как растения и животные, в отличие от бактерий – прокариот.Гетеротрофы, как животные.Неподвижны, как растения.Клетка имеет оболочку, как у растений.Оболочка в основном хитиновая, как у животных.В клетке запасается гликоген, как у животных.Размножается в основном вегетативно, спорами, как растения, а также половым путем. |
Сопровождающее - Особое царствоКрупный таксон, включающий отделы, как у растений.Это совокупность организмов для которых характерны специфические признаки и свойства, отличающие их от других царств – растений, животных, микроорганизмов. |
6. Найдите элементы ведущего понятия, взаимосвязанные с элементом сопровождающего понятия и которые являются ответом анализируемого задания и соедините их стрелками. Уставленные связи между этими словами (элементами) являются ответом на вопрос.
1. Сформулируйте ответ, используя эти элементы в виде одного предложения или развернутого ответа.
Пример: Грибы – это особое царство организмов, представленное отделами,
отличающиеся от царств – «Растения» способами питания, размножения и
наличием хитина в оболочке, гликогена в цитоплазме, «Животные»
неподвижностью, наличием клеточной стенки, «Бактерии» наличием ядра в
клетки и многоклеточностью.
|